11.12
03:13
Дышите воздухом. Пока он не закончился.
Продавец воздуха – второе мое знакомство с творчеством советского фантаста – Александра Беляева. Все в этой книге масштабнее, чем в первой. Главный злодей, мистер Бейли, мыслит шире и глобальнее своих предшественников в романах писателя. Он вам и с Марсом торгует (может, это, конечно, и больная выдумка воспаленного мозга английского купца, но все же), и восьмиэтажное здание под землей строит, а самое главное – может поставить на колени людей всей планеты Земля. Как всегда, коварный негодяй не женат, детей не имеет, но питает симпатии к единственной молодой женщине на «фабрике по производству воздуха» - Норе Энгельбрект. Бейли – чистое воплощение зла, имеющее возможность уничтожить все и вся, и как у любого добропорядочного, тирана дело не обходится без психических расстройств, сопровождающихся манией величия, осознанием своего безграничного могущества, властью над живыми существами и желанием поработить, а заодно и стереть с лица земли коммунистов, чтобы возглавить капиталистический «рай». Главный же здесь герой, от лица которого ведется повествование, - Георгий Клименко, молодой метеоролог, ничем особо не примечательный, кроме как своей жажды спасти родину ценой своей жизни. Все персонажи плавно вписываются в канву повествования: Бейли – мерзавец глобального масштаба, Георгий – коммунист, спасающий отечество, Никола – веселый и легкий на подъем проводник, готовый идти до конца за другом, Люк – беспечный типичный англичанин, которого не заботит ничья участь, кроме своей и бутылки крепкого виски. Но все же один персонаж хочется отметить особо – безвольная и совершенно бесхарактерная Нора Энгельбрект. Эта неподступная девушка не представляет поначалу никакого интереса. Ну, бьет посуду, узнав о проблемах, ну, даже помогает участвовать в побеге, что тут необычного? Но вот когда события принимают роковой поворот в виде смерча, пронесшегося вокруг земного шарика 4 раза (последствия оружия мистера Бейли), Нора раскрывается вся в своей красе. Всем уже становится понятно, что убив одного человека, на котором держится все безумие, можно было бы как-то оттянуть грядущие бедствия или предотвратить их совсем. Как же поступает правнучка революционера-рудокопа Энгельбректа? Сначала умоляет не убивать Бейли, а потом не находит ничего лучшего, как покончить жизнь самоубийством на глазах у любимого человека (и здесь ей не хватает смелости сделать все самой). Если сравнивать Нору с Лоран (из первого романа Беляева – «Голова профессора Доуэля), то сравнение не в ее пользу. Лоран отвоевывала свои принципы до последнего, и даже попав в психиатрическую больницу, сопротивлялась, как только могла. Нора же течет плавно по течению, прикрываясь своим добрым сердцем и женской слабой участью в суровом мире мужчин, от которого она, бедняжка, так зависит. Под конец не могла не удержаться от переноса повествования на кинематографический лад. И пришла к выводу, что Беляев опередил все голливудские сценарии дорогостоящих боевиков последнего времени. Все ключевые (и оттого всем известные) моменты были соблюдены: мерзкий злодей, отважный герой, спасающий родину всю книгу, смерч, уничтоживший половину планеты, немного военных действий, но самое запоминающееся - чудесное (нереальное) спасение Клименко и профессора Энгельбректа (после перебранки с мистером Бейли и его приспешниками двое мужчин, спасая свои жизни, закрылись в шахте, потом отважно боролись с голодом и стеной с киркой в руках, и на последних минутах жизни произошло чудо из чудес – Никола с подмогой прорвались к ним в шахту, и именно в том месте, где Георгий и предок рудокопа лежали, вдыхая последний воздух в легкие). А второй момент, врезавшийся мне в память – мольба Норы оставить мистера Бейли, истекающего кровью от серьезного повреждения головы после устроенной им самим «маленькой демонстрации силы» сжатого воздуха, которая стерла начисто все, что было на пути. Давайте представим себе ситуацию: тысячи людей убиты, дома разрушены, целые леса повалены, реки вышли их своих берегов, заканчивая начатое убийственным ветром. Рядом с вами лежит уже наполовину добитый злодей глобального масштаба, а вы умоляете оставить его в живых. Ведь, конечно, это ваше решение поменять полностью характер Бейли и даст ему возможность искупить свою вину. И, конечно же, у него и в мыслях после благородного спасения не будет добавить оставшийся в руинах мир. Такое бывает только в сценариях американских творцов, пытающихся очередной раз на экране показать, что хорошие плохих не убивают. Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. Я бы посоветовала им там за границей взять на вооружение этот роман и снять захватывающий фильм. Только поменять кое-что местами. Злодеем сделать ненавистного, но умного коммуниста, готового любой ценой распространить марксистские идеи, место событий передвинуть чуть на восток в Америку, на Аляску, например, сторонниками мерзавца сделать Красную Армию, отважного героя переименовать в Смита, эгоистичного Люка переделать в смышленого алкаша Ивана, а под конец продемонстрировать всю мощь воздушного десанта и последних достижений вооружения американского производства. А вначале фильма написать «по мотивам советского фантаста Александра Беляева». Отличный получился бы фильм.Но я отвлеклась от книги. Мой вердикт таков: очередной интересный роман Беляева. Захватывающий сюжет, интересные выдумки (озеро воздуха небесного цвета, пантеон с замерзшими людьми и животными, одинокий корабль-призрак и 500 мужчин в 8-ми этажной постройке с одной-единственной женщиной), яркие персонажи. Все это затягивает, заставляет прочитать книгу до конца, но что более важное – философский подтекст данного произведения. Порабощение рабочего класса за право дышать воздухом в буквальном смысле, беспомощность всех людей перед кучкой капиталистов, имеющих деньги и управляющих миром. И как всегда – быстрый и неожиданный конец с гибелью злодея, что вовсе не означает, что весь кошмар закончился, и сторонники мистера Бейли не продолжат свои коварные эксперименты. Ведь ничего не остается просто так, что-то умирает, но что-то появляется, а что-то так и продолжает жить, но уже в умах других психически больных людей.Совершите путешествие вместе с писателем в самый отдаленный, холодный и заброшенный уголок нашей страны, подышите свежим воздухом, от которого щеки розовеют, посмотрите на ночное небо, которое своей палитрой цветов может сравниться только что с закатом, переживайте за судьбу всего человечества вместе с Клименко, внимательно вслушиваясь в сообщения по радио. Сделайте все это и вы поймете, что советская фантастика хороша и оригинальна и не уступает ничем зарубежной.P.S. Почему 4, - спросите вы? Четверка по моей шкале оценок - чуть хуже пятерки, но очень достойное место для всех книг, которые оставили в моей душе след и останутся там навсегда.